Книжная коллекция "КП": Гюстав Флобер: «Госпожа Бовари»

  16:50   06-10-2007
03.10.2007
Эмма Руо была юной мещанкой, воспитанной в самых честных правилах. Она обожала романтику, о которой кое-что прочла в книжках, а остальное нафантазировала: пылкая страсть, темные скалы, ветер в волосах, неистовство, признания в любви, жизнь, полная азарта, безумств и неги.


Пылкая, опьяненная, завороженная своей ролью, добровольно заимствованной из романов, она не замечала, что жизнь ее стремительно несется к катастрофе.
 
Вышла замуж она, впрочем, за скромного, бездарного врача Шарля Бовари, практиковавшего в безнадежно скучном провинциальном городишке. Супружеская жизнь оказалась крайне унылой. Судьба словно издевалась над Эммой, когда посылала случайные дары (вот ее пригласили на прием к маркизу. Испанские и рейнские вина! Роскошные дамы! Разговоры о путешествиях в Италию! А танцы: вообразите, котильон с настоящим виконтом!). А потом приходилось снова возвращаться к тоскливому существованию жены лекаря. Невнимательный (и без памяти влюбленный в Эмму) супруг даже не заметил, как она увлеклась первым попавшимся пошлым бабником, с профессиональной ловкостью ввернувшим в разговор все пышные фразы, которые она мечтала услышать. Бедный Шарль не обратил внимания и на второго, еще более жалкого любовника жены. Впрочем, Эмма и сама не была особенно прозорлива, не осознавая ничтожества тех, с кем пыталась воплотить в жизнь бурные романтические фантазии. Пылкая, опьяненная, завороженная своей ролью, добровольно заимствованной из романов, она не замечала, что жизнь ее стремительно несется к катастрофе.


Гюстав Флобер - лучший, видимо, французский писатель XIX века - был изумительным психологом и стилистом (одну страницу он мог переписывать неделями, мучительно выбирая правильные, самые точные слова).
 
Актриса Мария МИРОНОВА:


 
- Еще в юности я открыла для себя Эмму из «Госпожи Бовари» Гюстава Флобера. Ради любви эта женщина пожертвовала всем: репутацией, состоянием, счастьем ребенка. Если честно, я очень бы хотела сыграть Эмму.
 
Из всех сказок эта самая романтическая!


 
Безупречная, безжалостная «Госпожа Бовари» стала высшим его достижением. Роман взорвал европейскую литературу - сперва, конечно, потому, что какие-то ханжи обвинили его в непристойности (подумайте только, адюльтер!). Флобер выиграл процесс, «Бовари» продолжали печатать, у нее появлялись преданные и внимательные читатели. После смерти писателя, случившейся в 1880 году, их количество ничуть не уменьшилось.
 
Владимир Набоков обожал «Бовари». Она оказала огромное влияние на его творчество; флоберовские мотивы он вовсю разыгрывал в ранних своих романах и охотно поминал в поздних. «Из всех сказок нашей серии «Госпожа Бовари» - самая романтическая. С точки зрения стиля перед нами проза, берущая на себя обязанности поэзии», - восторженно объяснял он американским студентам, которым взялся читать курс «Шедевры европейской литературы». Чтобы уделить несколько лишних часов разбору «Бовари», Набоков радостно пожертвовал «Отцами и детьми» Тургенева, которые изначально значились в плане.
 
Но он, конечно, был не единственным, кто замирал перед этим великим романом. В 2007 году 125 крупнейших западных писателей нашего времени попросили составить списки из 10 книг, которые они считают величайшими в истории литературы. Потом на основе этих списков составили сводный; «Госпожа Бовари» заняла в нем второе место, аккурат между «Аной Карениной» и «Войной и миром». При этом шекспировский «Гамлет» оказался на шестом.


В подарок!
Этот том вы можете получить совершенно бесплатно, если 8 октября купите свежий номер «Комсомолки».
 
Дарья Асламова, специальный корреспондент: Это история падения женской души
 
Книга «Госпожа Бовари» господина Флобера попала мне в руки в возрасте 11 лет. Мои родители были слишком заняты и беспечны, чтобы следить за тем, что читает их дочь, тощая, нескладная и некрасивая девочка с богатым воображением и скрытым темпераментом. Вся огромная отцовская библиотека была в моем полном распоряжении, но «Госпожа Бовари» - особый случай. Эта книга лишила меня душевной девственности и произвела эффект «первой ночи» в воспитании чувств. Автор с бесстрастностью натуралиста выдал мне заветные и предосудительные тайны женского сердца. Я училась у Эммы Бовари, как укладывать волосы, как полировать лунки ногтей, как лгать и соблазнять, как опьяняться и трезветь, как мучиться и мучить других.
 
Пошлая история провинциалочки, изменяющей мужу, которую гений Флобера возвысил до подлинной трагедии, открыла мне, начинающей женщине, до какой степени могут повздорить идеал и реальность. Я закрыла книгу с победным чувством, что уж я-то не ошибусь. Я сильнее, чем госпожа Бовари. Я безнаказанно пройду через тот костер страстей, на котором заживо сгорела бедная Эмма.
 
К этой книге я возвращалась не раз, будучи уже взрослой женщиной, и с удивлением обнаруживала, что исправно повторяю все ошибки героини романа. Начало брака: «До свадьбы она воображала, что любит, но счастье, которое должно было возникнуть из этой любви, не пришло, и Эмма решила, что она ошиблась. Но она все еще старалась понять, что же на самом деле означают слова: «блаженство», «страсть», «упоение» - слова, которые казались ей такими прекрасными в книгах». Первый адюльтер: «У меня есть любовник! Любовник!» - повторяла она, радуясь этой мысли, точно вновь наступившей зрелости». Разочарование: «За каждой улыбкой кроется зевок от скуки, за каждой радостью - горе, за наслаждением - пресыщение, и даже после самых жарких поцелуев остается лишь неутоляемая жажда еще более упоительных ласк».
 
«Госпожа Бовари» - это история медленного падения женской души, отравленной праздностью, ложью и наслаждением, в столь совершенной литературной упаковке, что кто-то из великих назвал Флобера «великаном, который валит целый лес, чтобы вырезать одну шкатулку. Шкатулка превосходна, но обошлась она поистине дорого».
 
Роман Флобера сделал меня непримиримым противником каких-либо сделок в любви. Я не стала ярким и жалким сочетанием блеска, разочарования и ничтожества, как несчастная Эмма. Но когда мне хочется упиться собственной слабостью, я снова открываю любимый роман, потому что в глубине души знаю: госпожа Бовари - это я.
 
Александр Милкус, редактор отдела образования: Мы все завидуем тем, к кому приходит любовь
 
Перечитал «Бовари» в сорок лет и понял, что роман Флобера совсем не о том, о чем мне казалось в восемнадцать. Не о соблазненных замужних дамах, романтике тайных поцелуев и горячечном сексе в чужой постели. А о том, что подлинная, пронзающая тело и выворачивающая наизнанку душу, любовь в конце концов все равно завершается трагедией. И чем сильнее дарованное свыше чувство, тем больнее расплата. Расплата карьерой, здоровьем, подчас жизнью, судьбой близких. И перед этим счетом, выписанным небесами, равны и мужчины, и женщины... Ну а то, что объект любви оказывается подчас недостоин этого самого чувства... Кто из переживших любовную трагедию не подтвердит этот банальный тезис?
 
Почему так устроен мир? Пытались в этом разобраться и до Флобера, и после. У него получилось глубже, нежнее и пронзительнее...
 
И все же... И все же... Даже понимая, что расплата неминуема, мы все равно надеемся, что любовь снизойдет, накроет, подкинет до небес. И, даже осуждая «неприличное поведение» и «горящие глаза», в душе завидуем тем, к кому это чувство уже пришло...
 
А еще «Госпожа Бовари» - это очень вкусное, гурманское чтиво. Нахлебавшись современных светских романов, плохо выструганных детективов и мимолетной «модной» литературы, с языком, похожим на скрежет наждака, и сюжетом, напоминающим сооружение из шлакоблоков, во Флобера окунаешься, как в летнее море - нежное, волнующее, наполненное свежестью. За это особый низкий поклон переводчику «Бовари» Н. М. Любимову...
 
«Сукно ее платья зацепилось за бархат его фрака. Она запрокинула голову, от глубокого вздоха напряглась ее белая шея, по всему ее телу пробежала дрожь, и, пряча лицо, вся в слезах, она безвольно отдалась Родольфу». Ах!
 
 
Очень важная информация
 
Если 8 октября вам попытаются продать «КП» без книги или у вас есть другие вопросы, связанные с «Книжной коллекцией «КП»,
 
звоните: (495) 637-64-57,
пишите: [email protected]
Подробности на сайте kp.ru/books
 
 
Как начать собирать «Книжную коллекцию»?
 
8 октября, в понедельник, все, покупающие «Комсомольскую правду», получат первый том «Книжной коллекции» в подарок. Каждую следующую неделю будут выходить новые тома, приобрести которые можно за 99 руб.
 
 
Где будет продаваться «Книжная коллекция»?
 
В привычных местах распространения «Комсомолки» гарантированно можно приобрести книги в киосках со стикером-наклейкой: «Здесь продается «Книжная коллекция».
 
В Подмосковье книги будут продаваться в киосках и почтовых отделениях.
 
 
Как подписчики смогут приобрести книги?
 
Все подписчики получат подписной купон вместе с еженедельником «КП» сегодня, 4 октября.
 
Заполните купон и отправьте его по указанному адресу. Книгу вы получите по почте.


В оренбургском театре Драмы начались репетиции спектакля по повести Василия Шукшина «До третьих петухов». Режиссер-постановщик — художественный руководитель театра народный артист России, лауреат Государственной премии России Рифкат Исрафилов.Актёр Олег Белов: «Меня поразило то, насколько эта сказка современна, словно написана вчера, и второе: если не бояться высоких слов, то понятие Родина, в каком-то особом, до боли в сердце, смысле, мне от...

СПб.: Лимбус пресс, 2007 Петербургскому писателю Илье Бояшову в России с критикой повезло: первый его большой роман "Армада" (о том, как русский флот отправился завоевывать Америку и вдруг оказался затерян в бескрайнем океане) был признан "новой русской антиутопией", а второй большой роман "Путь Мури" (о боснийском коте, который проходит всю Европу в поисках хозяев) получил премию "Национальный бестселлер" и до сих пор в большинстве кн...