АРТ-новости

  20:40   12-03-2007

Материал подготовил Владимир Богданов

Русские лоты американского Sothebys: Немухин, Ланской, Горки, Болотовский

23 февраля дом Sothebys на территории заокеанской площадки провел торги «Современное искусство».

Формально для нас торги не тематические. Устроители сделали ставку на вещи среднего и малого ценового диапазона пусть даже и первых имен в мировом современном искусстве: от Энди Уорхола и Роберта Раушенберга до Дэмьена Херста, Вика Мюниза и Джорджа Кондо. Преобладающий диапазон эстимейтов — 10–60 тысяч долларов: часто графика, много интересных с художественной точки зрения вещей, правда не очень известных авторов. Но в стринг, заточенный преимущественно на вкус американской публики, просочилась и условно «русская тема».

Так, каким-то ветром (впрочем, известно, что из собрания Александра Глезера) на торги занесло большой картон Владимира Немухина «Натюрморт с гитарой» 1984 года (72,5 х 53,5). Не масло, смешанная техника, но очень уж хорош. Декоративность, графичность, магистральная тема (карты, шрифт, геометрия), коммерческий размер — все при нем. С эстетической точки зрения эта конкретная «смешанная техника» дала бы фору многим образцам немухинской живописи. Словом, появись тот лот на любых тематических русских торгах, он ушел бы втрое выше эстимейта, а так — так остался в его пределах, 14,4 тысячи долларов.

«Композиция без названия» (1971 года) Андрея Ланского (холст, масло; 61 х 49,5) — средняя по силе абстракция. Не шедевр, но вещь, безусловно, коммерчески крепкая. Цена продажи — 21,6 тысячи долларов. Опять же, на специализированных русских торгах этот холст мог бы достичь даже большей цифры и в куда более дорогих английских фунтах.

Работа показательна с инвестиционной точки зрения. Дело в том, что она уже появлялась на площадке Sothebys в 2000 году, и именно 23 февраля. Тогда Ланской в России был известен преимущественно галеристам, работающим с «русским зарубежьем». Словом, ровно семь лет назад нынешний продавец отдал за этот холст 8 тысяч долларов плюс комиссионный сбор.

Теперь же перепродал в 2,7 раза дороже. А мог бы и еще лучше, если бы площадка не подвела.

Известностью цены предыдущей покупки интересен и совсем маленький графический лист (22,5 х 28,5) с безымянным карандашным рисунком Аршила Горки 1935 года. Горки, или Горький, — псевдоним художника-эмигранта армянского происхождения Востаника Адояна (некоторые исследователи считают, что в нем он зашифровал созвучную фразу «проклятый из Хоргома», а не просто обозначил солидарность с идеями пролетарского писателя). Он прожил очень недолго, счеты с жизнью свел сам.

В середине 1930-х Аршил Горки с трудом сводил концы с концами и на профессиональные «холст, масло» ему часто не хватало денег. А сегодня художник признан одной из ключевых фигур в американском абстрактном экспрессионизме. Его живописные работы иллюст­рируют хрестоматийный ряд истории американского модернизма и вполне могут стоить на мировых аукционах примерно 3–5 миллионов долларов, и даже крошечный карандашный рисунок Горки продан за 15,6 тысячи долларов. Любопытно, что в мае 2003 года этот же рисунок предыдущий владелец приобрел на Christies за 8,5 тысячи долларов. За 3,5 года набросок изначально не инвестиционного качества подорожал почти в два раза. Разве плохо?

В отличие от всех вышеперечисленных авторов американский художник российского происхождения Илья Юльевич Болотовский1 по-прежнему остается мало известным в нашей стране. Так же было и с Ланским, и с Поляковым, и с Бурлюком в конце 1990-х. В прошлом году работы Болотовского получили оценку «Выбор кураторов» в американском Forbes Collector: специалисты отметили объективную недооцененность его творчества.

Сегодня идеи художника изучают в университетах, работы находятся в лучших национальных музеях. Имя бывшего петербуржца Болотовского упоминается в одном ряду с Мондрианом и Рейн­хардтом (т. е. с теми, кто в 1936 году основал группу «Американские абстрактные художники»).

При этом до недавних пор нижняя ценовая планка работ Болотовского находилась условно на уровне 15 тысяч долларов для живописи и 2 тысяч долларов для графики. Представленная на Sothebys «Морская эволюция» не нашла своего покупателя и при эстимейте 15–20 тысяч долларов. Вероятно, проблема — в кон­кретной вещи. Точнее, в периоде. Доводилось читать, что свою наиболее ценную тему с особой пластической геометрической абстракцией художник нашел в 1947 году, когда появились его фирменные ромбы, овалы и многоугольники. Эти абстракции более строгие, симметричные, близкие к идеям современного дизайна. «Морская эволюция» не из их числа, можно предположить, что она создана на рубеже 1930-х и 1940-х.

По мнению D, с творческим наследием Ильи Болотовского со временем может сбыться тот же сценарий, что и с работами других забытых на родине, но состоявшихся на чужбине русских художников. Однажды внезапный спрос со стороны русских покупателей сломает сложившиеся рыночные уровни, и цены начнут прибавлять по 100 % в год. Вряд ли это будет сценарий Давида Бурлюка, живопись которого за 8 лет подорожала в 8 раз, но на ограниченном временном отрезке такие темпы вполне возможны.

Источник: www.sothebys.com

 

 


Наследники еврейского арт-дилера подали иск о реституции ряда картин, на данный момент хранящихся сразу в нескольких музеях Голландии, пишет «The New York Times». Четыре наследника коллекционера Натана Каца, умершего в 1949 году, утверждают, что он являлся законным владельцем более чем 200 произведений искусства, которые были обнаружены в Германии в конце войны и переданы правительству Голландии. Претенденты на реституцию – его дети: Сибилла Голд...

ВернутьсяЗапечатлевший Движение23.08.2007Ровно тридцать лет назад в одной из больниц штата Коннектикут ушел из жизни всемирно известный скульптор Наум Габо. Так получилось, что значительную роль в становлении русского авангардного искусства первой четверти XX века сыграли евреи — молодые выходцы из еврейской черты ...

Огромное количество всевозможных спекуляций и легенд написано в трудах по искусству, заброшено в прессу и Интернет о портрете «Мона Лиза» великого Леонардо. Помочь разобраться в море исторических фактов, которые подтверждены соответствующими источниками, поможет книга «Кто есть

Мона Лиза?» немецкой исследовательницы Майк Фогт-Люерссен. Этой книги пока еще нет на русском, и тем сенсационней звучат представленные в ней выводы.Автор нескольких к...